Близится осень - время, когда дети снова отправятся грызть гранит науки. Отдохнуть, интересно провести время, найти новые знакомства и развиваться разносторонне детям помогут кружки и секции. Вместе с детским психологом Ольгой Мамаевой разбираемся в этом вопросе.
Фото: Ольга Мамаева
Что даёт дополнительное образование ребёнку?
Дополнительное образование дает возможность ребёнку выразить свою индивидуальность. Можно выбрать серьезные занятия по увлечению. Именно тот талант ребенка, который не раскрывается в школе, может раскрыться в дополнительном образовании.
Это могут быть совсем «непрактичные» музыка и УШУ, они не для поступления в вуз, но именно эти увлечения дают ребёнку жизненные силы, воспитывают его и развивают творческие способности. Насыщенность, яркость, интерес в жизни ребёнка зависит от того, есть ли у него какое-то увлекательное дело. Дополнительное образование может и воспитывать. Взрослеющему ребёнку, особенно подростку, очень важно найти авторитет вне семьи, он – не просто школьник, ученик, он – человек, который ищет свой путь в жизни. Есть такая восточная мудрость: “ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно зажечь”. И хороший, увлеченный педагог «зажигает» и дети начинают «гореть» музыкой или футболом, единоборствами или рисованием. Ребёнка вначале привлекает не столько предмет, сколько личность педагога. А позже, ученики начинают видеть в этом занятии смысл своего существования. Через опыт любимого и интересного дела ребёнок начинает оценивать свое отношение к учебе, к своим обязанностям, начинает понимать, что такое трудолюбие и ответственность. И если это дружественная среда единомышленников – ребёнок может встретить друзей на всю жизнь.
С какого возраста можно идти в кружки и секции?
Лучше всего, лет с 5. Вернее, не раньше. Это возраст, когда уже проявляются интересы и способности ребенка. Возраст, когда его мышление помогает с выбором, тело готово к большим, чем дворовым, нагрузкам. Воображение, самооценка и речь позволяют самовыражаться.
Как выбрать подходящее направление?
Ориентироваться можно на интересы, склонности ребёнка, его способности. Например, любит рисовать - студия рисования. Танцует, поёт, самостоятельно собирает модели из конструктора - моделирование, робототехника. Хорошая память - языки, музыкальная школа. Декламирует стихи, придумывает сценки - театральный.
Для гармоничного развития ребёнку нужен хотя бы один вид увлекательной двигательной активности и хотя бы один вид творческой или технической деятельности – музыка, рисование, бисероплетение, конструирование.
Физическое развитие влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие, самооценку, формирует волевую сферу, произвольность внимания, умение ставить цели, задачи. Управляю своим телом – управляю своей волей.
Художественные и технические кружки развивают творческие способности, формируют нестандартное мышление, дают навык интересной практической творческой работы, переключают внимание ребёнка на любимое занятие.
Как правильно организовать нагрузку?
Примерно треть времени ребёнка должно быть свободным. Это время для самостоятельных игр и занятий, творчества, исследования, прогулок, общения, ассимиляции новых знаний. У ребёнка должно быть время для того, чтобы он смог новые знания применить в жизни, обдумать их, разложить на полочки.
После садика и школы должно быть время для прогулки, общения с родителями, отдыха, ужина (от 30 минут до 2 часов, зависит от индивидуальных особенностей ребенка). Можно в этот день забрать его пораньше, отлично, если кружки в выходной день. Иногда, хорошо вначале сделать уроки, так как ребёнок может устать еще больше и поздним вечером ему будет труднее делать задание.
Всем нужны спортивные секции? Как это влияет на характер, на становление ребёнка?
Спортивные секции выполняют главную функцию – переключают внимание ребёнка с умственной нагрузки на физическую
активность. Задача – помочь ребёнку замедлить гонку и побыть живым подвижным ребёнком, таким, каким ему положено быть. Самое главное в спортивной секции – двигательная активность, общее физическое развитие, познание своих возможностей двигательных и волевых. Это могут быть и танцы и виды спорта.
Перед выбором подумайте, как это будет формировать его личность. Например, борьба – сила тела и упорство, но и уровень агрессии, хоть и контролируемый, выше, так как есть противник, конкурент. УШУ, плавание – сила тела, ловкость, энергия, ребёнок соревнуется сам с собой и потом уже с другими.
Командные виды спорта учат детей взаимодействию со сверстниками, взаимовыручке, вниманию к товарищам, работе в команде. Перед выбором нельзя идти от противного, например, отдавать спокойного сына на активный спорт, а непоседу на шахматы. Определить предрасположенность ребёнка к виду спорта очень важно. Это позволит избежать нежелания ходить в секцию, предотвратит риск психического и физического здоровья. Есть специальные тесты, которые учитывают возраст, пол, темперамент, интересы, физическую подготовку, состояние здоровья.
Например, ребёнок общителен, но не очень уверен в себе. Ему нежелательно заниматься индивидуальными видами спорта, а подойдут любые командные игры: баскетбол, футбол или хоккей. Если ребёнок вдумчив и предпочитает сам разрабатывать стратегию поединка, ему подойдут единоборства, фехтование или шахматы. Общительному, дружелюбному, любознательному, и любящему находиться в центре внимания рекомендуются виды спорта, где можно раскрыть свою индивидуальность, например фигурное катание, акробатика или гольф. Непоседам важен спорт, где необходима быстрая реакция и смена темпа. Это теннис и подобные дисциплины.