С 1 сентября вступят в силу поправки в закон об организации дорожного движения. В них будут учтены новые требования к установке камер фотовидеофиксации нарушений. И это потребует дополнительных поправок в Правила дорожного движения, информирует "Российская газета".
Дело в том, что после вступления в силу поправок камеры на дорогах должны начать фиксировать больше нарушений. Но это при условии, что камеры увидят эти нарушения. К сожалению, не все они на это способны.
Разработанный Минтрансом проект постановления не устраивает экспертов. Уж слишком много в нем нюансов, которые либо не позволят применять камеры, либо лишат возможности автовладельцев оспаривать постановления. Эксперты считают, что новый закон устанавливает правила, при которых региональным властям придется отключить половину камер.
Конечно, время до этой даты есть. Но успеют ли разработчики подготовить соответствующий документ? А если не успеют, то что произойдет?
Понятно, все камеры никто отключать не будет. Но возникнет повод для проверки их размещения и даже основания вынесения с их помощью автоматических штрафов.
Насколько это проблемная история - говорить рано. С одной стороны, если часть камер не будет отвечать новым требованиям закона и их придется отключить, водителям станет легче. С другой стороны, станет сложнее доказательство нарушения того или иного автомобилиста в том или ином происшествии, поскольку в месте ДТП камера, не отвечающая новым требованиям, будет отключена.
А у региональных властей вообще возникнут проблемы, поскольку, по предварительным подсчетам, придется отключить половину камер. Власти в регионах активно возражают против новых правил. Дело в том, что штрафы с камер - это довольно солидный доход для регионального бюджета. Ведь выявленное камерами автоматическое нарушение идет в зачет бюджета региона.
Госавтоинспекция с новыми изменениями в правилах согласна. Для нее важно не наполнение региональных бюджетов, а обеспечение безопасности на дорогах.
Примечательно, что Министерство транспорта не может изменить эти правила. Ведь они написаны на основании положений закона, который вступит в силу 1 сентября. Но это не отменяло необходимости разработать постановление правительства с правилами применения этих камер.
Напомним, что закон устанавливает жесткие параметры для установки камер. Но есть один нюанс. Камеры могут ставиться в очагах аварийности. Очагом аварийности называется некоторый промежуток на дороге. Очагом аварийности в России считается участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.
Комплексы устанавливают по согласованию федеральных органов, регионов и МВД. Отсутствие любого из согласований не позволит их разместить комплекс
Но тут есть несколько условий. И самое главное, не учитывается, что авария может произойти на перекрестке. И такое бывает.
Кроме того, из проекта не понятно, где устанавливать камеры. Во дворах тоже? Но это не проезжая часть.
Как пояснил представитель минтранса Антон Козлов, документ был разработан в соответствии с законом. Закон, который вступит в силу с 1 сентября, был принят еще в прошлом году. И в нем четко прописано, какие камеры и каким образом можно использовать. Но вот беда. Осталось полгода до вступления в силу этого закона, а подзаконных актов пока нет. Кроме того, как выяснилось, автомобильное сообщество против этих поправок. Но конкретных возражений в министерство транспорта не представляет.
Законом установлен закрытый перечень мест установки камер и оснований для их размещения. Для возможности более гибкого применения предусматривается установка в местах, которые рекомендует Госавтоинспекция в рамках госнадзора за безопасностью.
Уже разрешены вопросы, кто получает штрафы с этих комплексов. В чей бюджет они зачисляются. Это - региональные штрафы.
Есть другая проблема. Федеральные дороги. Нагрузка на их обслуживание - это федеральный дорожный фонд. А штрафы уходят в региональный бюджет. Поэтому федеральные комплексы стали передаваться в регионы.
Как отметил представитель Минтранса, любые комплексы устанавливаются по согласованию трех сторон: федеральных органов, регионов и МВД. Отсутствие любого из согласований не позволит разместить комплекс. Но возникает вопрос оплаты размещения. Владельцы федеральных дорог вынуждены требовать проведения оценки и оплаты размещения комплексов на федеральном имуществе. А это 6 тысяч камер.