Выплаты по ОСАГО рассчитываются по справочникам средней стоимости запчастей, материалов и нормо-часа работ. Их обновлённый вариант вступил в силу 19 декабря 2023 года, сообщает Российский союз автостраховщиков (РСА).
По данным РСА, средняя стоимость запчастей в актуальной версии по сравнению с ценами предыдущей увеличится в среднем на 9,8%. Аналитики Банки.ру сделали прогноз стоимости ОСАГО в 2024 году: рост сборов премии по ОСАГО будет носить устойчивый характер, определяемый ростом парка автомобилей за счет продаж и новых транспортных средств, произведенных в России, и ввезенных в страну новых и подержанных автомобилей.
Так, продажи автомобилей в осенью 2023 года восстановились до уровня 2-летней давности, однако дальнейший рост замедлится из-за подорожания кредитов. Следовательно, и сборы премии по ОСАГО будут расти меньшими темпами как минимум до второй половины 2024 года.
В целом же, по данным аналитиков Банки.ру, в 2024 году сборы премии по ОСАГО могут вырасти на 12–15%, а при оживлении кредитования во II полугодии 2024 года темпы роста сборов по данному виду страхования могут преодолеть планку в 20% по итогам 2024 года.
Что касается роста средней цены ОСАГО, то аналитики Банки.ру полагают, что плавный рост стоимости страховки продолжится, однако существенное подорожание произойдет только в том случае, если будет расширен тарифный коридор.
Кроме того, рынок ОСАГО, по мнению экспертов, движется к некоторой либерализации: страховщикам могут позволить в будущем самостоятельно определять стоимость полисов и использовать свободные тарифы. Такую возможность допускают в Российском союзе автостраховщиков, однако маловероятно, что это произойдет уже в 2024 году.
Вместе с ростом сборов растут и выплаты: всплеск в сентябре-октябре 2023 года был обусловлен ростом цен на автомобильные запчасти и компоненты, которые используются для ремонта автомобилей.
Несмотря на то, что цены в справочниках запчастей в последней редакции в среднем выросли на 9,8%, согласно данным РСА, изменение средних цен на автокомпоненты по отдельным маркам и моделям носит разный масштаб, временами стоимость отличается в несколько раз. Для некоторых марок средняя цена корзины даже уменьшилась из-за большого количества неоригинальных запчастей.
В будущем году тенденция роста выплат сохранится, и определяющим фактором останется рост курсов валют и общий инфляционный фон. Именно эти факторы будут подталкивать стоимость импортных компонентов к росту, параллельно вынуждая пересматривать в бо́льшую сторону цены многих позиций в справочниках.
Вероятно, партии запчастей, купленных до увеличения ставки ЦБ, будут распроданы до конца этого года, что будет толкать вверх стоимость ремонта, а следовательно, и величину выплаты по ОСАГО.
Однако в I квартале 2024 года цены на автокомпоненты, возможно, даже несколько снизятся, поскольку начнут поступать партии, купленные в IV квартале 2023 года, в период относительно низкого курса валют.
Такая ситуация сохранится до тех пор, пока реализуется жесткая денежно-кредитная политика, направленная на контроль за инфляцией — возможно, до конца II квартала 2024 года. Следствием этого станет стабилизация уровня выплат по ОСАГО около достигнутого уровня, однако во второй половине года рост цен на запчасти на рынке и в справочниках продолжится, а уровень выплат пойдет вверх при условии смягчения денежно-кредитной политики и последующего роста автокредитования.