Купила сапоги, надела один раз, и у них уже что-то сломалось. Закон позволяет не просто вернуть деньги за неудачную покупку, но и заработать на бракованной паре, если вы покупали по одной цене, а обувь сейчас стоит дороже.
Главный документ
Требуйте гарантийный талон при покупке. Оплачивая обувь, не забывайте проверить наличие информации о гарантийном сроке. Это может быть гарантийный талон или памятка, заверенные печатью продавца, сведения о гарантии также могут быть указаны в чеке, — объясняет председатель общества защиты потребителей Антон Недзвецкий. Это будет основной документ, по которому, в случае поломки, вы сможете потребовать возврата денег или обмена товара.
На что может рассчитывать покупатель?
Если в течение гарантийного срока вы обнаружили производственный брак, то, в соответствии со статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», вправе предъявить продавцу одно из следующих требований:
- заменить некачественную пару на новую, качественную;
- заменить на обувь другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- требовать соразмерного уменьшения покупной цены — то есть выплаты денежной суммы, на которую можно снизить стоимость пары из-за дефекта;
- получить бесплатный ремонт обуви;
- требовать возмещения расходов на ремонт;
- возвратить уплаченную сумму.
-заработать на возврате
(Можно требовать и возмещения разницы между ценой покупки и стоимостью такой же пары на дату предъявления требования. Это актуально,к примеру, если обувь покупалась в период распродажи», — поясняет эксперт).
Лазейка в законе
По словам эксперта, в некотором случае можно получить компенсацию, даже если вы лично испортили обувь.
Например, вы сушили обувь у батареи, и она потрескалась, но продавец не давал никаких рекомендаций по уходу — отвечать за такие недостатки формально должен именно он, — объясняет юрист.
Правила эксплуатации и ухода за обувью магазин должен выдавать при ее продаже (ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Поэтому магазин несет ответственность за недостатки, которые образовались из-за отсутствия у покупателя необходимой информации (ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»), поясняет эксперт.
Как составить заявление?
В бланке необходимо четко указать, какой обнаружился брак и что вы требуете.
Продавец обязан без задержек приступить к необходимым действиям для проверки обуви и ее ремонта — например, отвезти в ремонтную мастерскую. Закон допускает подписание с продавцом соглашения о конкретных сроках гарантийного ремонта, но в любом случае не превышающих сорок пять дней, — поясняет юрист.
Сроки на выполнение требований потребителя:
на замену — семь дней (если продавец проводит дополнительную проверку или экспертизу обуви — двадцать дней);
на возврат денег — десять дней;
на уценку или возмещение расходов на ремонт —десять дней.
Все решит экспертиза
Однако в большинстве случаев покупатель сталкивается с отказом со стороны магазина. Продавцы любят говорить, что причина поломки — не брак, а неправильное использование товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке, объясняет эксперт.
По словам юриста, присутствие покупателя на экспертизе может повлиять на результат: потребитель объяснит обстоятельства появления дефекта или не позволит совершить недобросовестные махинации в пользу магазина.
Экспертизы продавцов, как правило, всегда в их пользу. Поэтому можно пойти на опережение и заказать товароведческую экспертизу самостоятельно. Это распространенная услуга — ее можно найти в любом городе.
Оспорить решение
При этом, если выяснится, что в поломке виноват покупатель, он будет обязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также расходы на хранение и транспортировку товара. Однако эти деньги можно вернуть обратно, если во время повторной экспертизы вы докажете свою правоту.
"Если вы уверены в своей правоте — нужно сразу подать исковое заявление в суд и ходатайствовать о назначении судебной экспертизы. В таком случае суд обяжет продавца представить обувь в назначенное судом экспертное учреждение, поясняет эксперт.
При этом если магазин отказывается отдавать обувь на повторную проверку, а требует оплаты экспертизы, можно сделать следующее — оплатить требуемые расходы (они должны быть документально подтверждены, а вам выдана копия экспертного заключения), забрать обувь и отнести ее в независимую экспертную организацию.
Сколько заплатит магазин в случае проигрыша?
Ответственность магазина за нарушение срока удовлетворения требования потребителя следующая:
уплата законной неустойки в размере 1% от цены обуви (цены на новую аналогичную обувь на дату удовлетворения претензии) за каждый день просрочки.Просрочили десять дней от установленного законом срока — требуйте 10% от цены товара. А если придется судиться с продавцом — можно просить взыскать неустойку до даты вынесения решения суда или даже фактического исполнения решения, объясняет юрист.
Кроме того, можно просить взыскать компенсацию морального вреда (размер компенсации определяется судом) и штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере 50 % от присужденной в вашу пользу денежной суммы.
Таким образом, незаконный отказ магазина в добровольном удовлетворении претензии может вылиться в присужденную потребителю сумму, в два, а то и три раза превышающую стоимость товара,говорит юрист.
О гарантийных сроках
Обычно гарантийный срок начинает отсчитываться со дня покупки товара. Но обувь считается сезонным товаром, поэтому для нее срок — с момента наступления соответствующего сезона в регионе, где находится покупатель.
Например, в Москве зимний сезон — с 1 ноября; весенний сезон — с 1 марта; летний сезон — с 1 мая; осенний сезон — с 1 сентября.
То есть, если летняя обувь куплена зимой, гарантийный срок на нее начинается только с 1 мая.